База знаний
Образовательная платформа для системного роста бизнеса
Образовательная платформа для системного роста бизнеса
Замечали, что одни бизнесы масштабируются в разы, когда за окном трудные экономические времена, а другие — прибавляют всего лишь 20-30% в спокойные годы? Прочитайте эту статью, чтобы разобраться, как проблемные зоны в бизнесе превратить в точки роста и выйти в плюс, даже если кризис уже наступил. Даю простые рекомендации.

За 10 лет предпринимательства и трекерства в акселераторах я заметил, что каждый бизнес вне зависимости от ниши проходит через одинаковые стадии стадии и обязательно сталкивается с типовыми проблемами. А эти проблемы годами не решают, что и приводит к задержке роста.

Получайте свежие статьи на свой e-mail

Подпишитесь на бесплатную рассылку полезных материалов, вебинаров и бизнес-инструментов
Заполняя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Рекомендуем видео

Как добиться системного роста, если «американские горки» в прибыли не интересны?

#Стратегия
Время чтения 3 минуты

6 точек роста B2B и IT-бизнеса даже в период кризиса и с текущими ресурсами

Если у вас был период стагнации в бизнесе вместо бурного роста, видимо, вы в свое время выбрали быстрое масштабирование, а не постепенное развитие. Рекомендую разобраться в ключевых стадиях развития бизнеса, чтобы в дальнейшем прийти к стабильному росту. В каждой стадии есть свой фокус действий, который может меняться.

Допустим, у вас есть классный продукт, идут продажи и даже собрали пару десятков успешных кейсов. Вы решили активно расти, но что-то постоянно идет не так: не хватает ресурсов для найма новых сотрудников, увеличения трафика и улучшения продукта. В чем могут причины? Их несколько: нет устойчивой финансовой модели, просчитанной unit-экономики, в выручке есть просадки, чреватые убытками.

При таком развитии событий слишком рискованно вкладывать свои или заемные средства для масштабирования бизнеса. Даже если есть успешные кейсы и прибыль. Прежде чем перейти к самому интересному, начнем с концепции развития бизнеса, важной для каждого предпринимателя.

Стадии развития бизнеса и несколько секретов о том, как правильно по ним продвигаться

1. От идеи к продукту
У вас есть идея, но нет самого ценного или хотя бы минимально жизнеспособного продукта (MVP: Minimum Viable Product), который поможет клиентам решать проблемы/оказывать услуги. На этой стадии могла бы быть вот такая идеальная ситуация: собственник провел исследование аудитории, определил сегмент потенциальных клиентов, выявил их проблему/ потребность в продукте, смог сделать продажи еще несуществующего продукта.

Далее из этой стадии бизнес переходит на следующую в тот момент, когда появляется первая реальная версия продукта (MVP).


2. От продукта к первым кейсам.
Уже есть MVP, идут продажи, но кейсов нет, так как успешное использование инструмента для решения проекта не зафиксировано.

Под кейсом я подразумеваю полезность/результат продукта, который принес клиенту реальную выгоду для бизнеса и увеличение метрик: скорости, выручки, качества, безопасности и др.

Или бывает так, что кейсы есть, но себестоимость продукта/услуги выше прибыли. То есть в этом случае unit-экономика отрицательная. Нужно срочно решить вопросы оптимизации, чтобы в дальнейшем масштабировать прибыль, а не убыток.

Переходите на следующую стадию — систематизацию и подготовку к масштабированию только в том случае, если удалось добиться положительных значений unit-экономики, и при этом продукт предоставляет клиенту реальную пользу.


3. Подготовка к масштабированию.
Важно подобрать правильные инструменты для масштабирования бизнеса, чтобы в конечном итоге не упереться в потолок. Инфраструктура, с которой вы делаете 20-80 млн выручки в год, не позволит дальше расти с такой же скоростью, а только будет сдерживать.

Теперь потираем ручки и переходим к самому интересному.

Чтобы бизнес стабильно рос на 50-100% и более, нужно улучшить управленческую зону: процессы, оргсхему, системы мотивации и др. В этой стадии я выделяю 6 зон, проработка которых позволит успешно двигаться дальше. Именно эти зоны и являются точками роста. Поговорим подробнее о каждой.


4. Масштабирование
Есть продукт и успешные кейсы, настроен конвейер по сбыту продуктов/услуг нужному сегменту клиентов, бизнес настроен, систематизирован и может работать без вашего прямого участия. Все работает четко, как часы. Но предприниматель видит проблему в том, что прибыль растет медленно — не более 30% в год.

Именно в этот период и нужно масштабироваться. Мы подготовили устья реки, пора теперь лить в них воду. На языке бизнеса это звучит как «кратно увеличивать количество операций».


В процессе масштабирования важно:
- обладать ресурсами (финансы, сотрудники);
- регулярно тестировать новые каналы трафика и способы конвертации лидов;
- контролировать экономику бизнеса и окупаемость вложений.


5. Выход на зарубежные рынки
В тот период, когда прибыль стабильно растет (более, чем на 30% в год) и 10-15% вашего времени уходит на стратегическое управление компанией, самое время переходить на более высокий уровень — занимать новые продукты, сегменты, рынки. Начинается фаза Go global.

И снова мы начинаем с исследования нового продукта, рынка, например, зарубежного. То есть проходим все шаги с самого начала, только уже на более масштабных высотах.

Что ж, мы рассмотрели 5 основных стадий развития бизнеса. Теперь понятнее, каким стадиям соответствуют ваши компании и продукты. Исходя из этого, можно понять, какие задачи решать целесообразнее для достижения поставленных целей.

Чтобы бизнес работал как часы, постоянно масштабировался и приносил желаемый доход, а конкуренты завидовали, важно настроить процессы в 6 ключевых зонах. Именно их правильное распределение влияет на судьбу любой компании.

6 ключевых зон бизнеса которые влияют на системный рост прибыли

1. Стратегия — есть ли у вас финансовая цель компании? Насколько детализирована? Она зажигает вас или вы поставили цель ради цели? О ней знает ваша команда? Их мотивация завязана на достижение цели? Определены инструменты и список улучшений для достижения цели? Кстати, мы подробно поговорили о стратегии и целях в бизнес подскасте с фаундером SkillCup — Романом Мандриком.

2. Система управления — есть ли бизнес-инструменты для мониторинга прогресса или отклонения на пути к цели? Определены ключевые бизнес-метрики и задачи для достижения цели? Как они контролируются?

3. Команда — Все сотрудники знают, какой результат работы от них ожидают? Под каждую роль в компании наняты сотрудники? Команда заинтересована в росте прибыли бизнеса? Сотрудники развиваются и влияют на вашу прибыль, или заняты рутиной и поиском подработок?

4. Клиент и продукт — вас устраивает стоимость привлечения клиента? Долгий цикл сделки? Есть убыточные клиенты? Ваш маркетинг окупается? Много повторных продаж и рекомендаций даже без вознаграждения? Вы часто получаете рекламации, заявки на возврат денег или иски в суд?

5. Процессы — у вас есть регламенты и должностные инструкции под каждую позицию? Как контролируется выполнение задач, сделок и работа с клиентом? Часто приходится переделывать за сотрудниками? Высокий процент брака или ошибок в рабочих процессах? Часто работа остается не доделана?

6. Финансы — хватает ресурсов для развития, найма, маркетинга и вовремя исполнять все обязательства? Кто контролирует финансовые потоки, оптимизирует расходы и занимается ростом прибыли? Ваш личный доход растет или вверх-вниз как американские горки?

У вас также есть все эти зоны. Наверняка 1-2 развиты сильнее остальных и это нормально. Потому, что бизнес это отражение собственника. Ваши личные компетенции развиты в чем-то одном и именно на это у вас фокус в компании.

самодиагностика бизнеса за 3 минуты

Пройдите тест, узнайте проблемные места и точки роста прибыли в своем бизнесе
Отправим ссылку e-mail, чтобы не отвлекать вас от статьи

Как недостаток баланса ключевых зон мешает росту бизнеса и медленно убивает ваше дело

Чтобы было понятнее, вот несколько примеров. Пишите, если узнаете в них себя.

1. Вы добились классного продукта, но вы настолько увлечены его улучшением, что все ручные процессы зациклены на вас. Результат: бизнес растет крайне медленно, а для масштабирования нет никаких возможностей.

Зайдем с другой стороны. Предсказуемость и прозрачность — не про ваш бизнес. Планы по выручке и финансовые потоки — как кот в чёрной комнате. А прибыль вообще считается по остаточному принципу. Поэтому вы не можете нанять новых сотрудников и предоставить финансовые ресурсы для профессионального рост тем, кто уже в штате. Вы узнаете о том, что деньги заканчиваются чуть ли не в самый последний момент. А лучше бы знать об этом заранее, чтобы предотвратить никому не нужные коллапсы и не потерять веру сотрудников.

2. Настроена система управления, назначены руководители в отделах, но в процессах происходит полный хаос. Результат: сроки задерживаются, приходится переделывать ошибки за другими, вместо бизнеса получаете работу в найме без всякого роста. При этом, ваш доход в среднем такой же, как и у ваших сотрудников, но все риски, нервы и проблемы ложатся только на ваши плечи.

3. Процессы выстроены, но продажи не идут. Вы плохо проработали ЦА, не понимаете, за решение какой проблемы клиент готов платить. Маркетинг похож на стрельбу из пушки по воробьям — продажи чаще случайные, чем системные, и являются результатом рекламных активностей.

4. Продажи идут хорошо, но прибыль особо не растет. Причины: высокая стоимость лида, долгие циклы сделки, процессы налажены плохо, что и «съедает» рентабельность.

Ближайшее событие

Бесплатный интенсив для собственников B2B и IT-бизнеса
{DATETIME} {DATETIME1}

Что вы можете сделать сейчас, чтобы ускорить рост бизнеса и перестать топтаться на месте

Следует правильно определить проблемные зоны, составить детальный план с проработкой инструментов, этапами работ, сроками. Именно так ограничители роста вы превратите в точки роста.

Например, один из наших клиентов Кирилл Буряков, Co-Founder & CEO Doczilla, увеличил прибыль в 4,5 раза — с 20 до 90 млн рублей. За счет улучшения системы управления, отладки процессов, более подробного изучения ЦА и изменения мотивации команды.
Смотрите бизнес подкаст с Кириллом — Как сделать IT-бизнес системным и управляемым?

Кейс: как «DocZilla» увеличила выручку в 4,5 раза за год

Co-Founder& CEO «DocZilla»
Кирилл Буряков
Подробный кейс участника программы «Система»

Как найти проблемные зоны?

Лучше всего, если другой предприниматель с максимально близким к вашему бизнесу опытом проведет аудит. Важно, чтобы он сам ранее уже решал те проблемы, с которыми сейчас столкнулись вы.

Необходимо определить причины проблем, а не их следствия. После чего подбираются инструменты для системного решения с учетом методологии и опыта аудитов.

Если вы устали нести тяжелое бремя предпринимателя и нацелены на решение только стратегически важных задач вместо рутинных, пройдите диагностику в SmirnovTech.

Онлайн-встреча с ограниченным количеством мест, которая даст толчок для создания мощного, слаженно работающего бизнеса, где вы всегда будете победителем, а ваша команда — надежным тылом. Всего 2 часа вашего времени — и вы получаете отточенные инструменты оптимизации и четко проработанную стратегию развития бизнеса от экспертов с опытом более 10 лет в вашей нише.

Пройдите диагностику бизнеса в SMirnovTech

За 2 часа онлайн встречи найдем ограничители и точки роста прибыли

Составим стратегию развития бизнеса на ближайшие 6 месяцев
Определим, что в бизнесе улучшить,что внедрить. Подберем инструменты
Оптимизируем бизнес,
для увеличения прибыли с текущим объемом клиентов
Вам может быть интересно
#Стратегия
6 точек роста B2B и IT-бизнеса в кризис и с текущими ресурсами
Почему одни бизнесы растут в разы и даже в кризис, а другие на 20-30% в спокойные годы? Если ваш бизнес медленно растет — статья для вас. Разберем 6 проблемных зон которые есть в каждом бизнесе, и как превратить их в свои точки роста.
#Стратегия
6 точек роста B2B и IT-бизнеса в кризис и с текущими ресурсами
Почему одни бизнесы растут в разы и даже в кризис, а другие на 20-30% в спокойные годы? Если ваш бизнес медленно растет — статья для вас. Разберем 6 проблемных зон которые есть в каждом бизнесе, и как превратить их в свои точки роста.

Получайте свежие статьи про |

Подпишитесь за 10 секунд на регулярную рассылку статей и управленческих материалов