1. От идеи к продукту
У вас есть идея, но нет самого ценного или хотя бы минимально жизнеспособного продукта (MVP: Minimum Viable Product), который поможет клиентам решать проблемы/оказывать услуги. На этой стадии могла бы быть вот такая идеальная ситуация: собственник провел исследование аудитории, определил сегмент потенциальных клиентов, выявил их проблему/ потребность в продукте, смог сделать продажи еще несуществующего продукта.
Далее из этой стадии бизнес переходит на следующую в тот момент, когда появляется первая реальная версия продукта (MVP).
2. От продукта к первым кейсам.
Уже есть MVP, идут продажи, но кейсов нет, так как успешное использование инструмента для решения проекта не зафиксировано.
Под кейсом я подразумеваю полезность/результат продукта, который принес клиенту реальную выгоду для бизнеса и увеличение метрик: скорости, выручки, качества, безопасности и др.
Или бывает так, что кейсы есть, но себестоимость продукта/услуги выше прибыли. То есть в этом случае unit-экономика отрицательная. Нужно срочно решить вопросы оптимизации, чтобы в дальнейшем масштабировать прибыль, а не убыток.
Переходите на следующую стадию — систематизацию и подготовку к масштабированию только в том случае, если удалось добиться положительных значений unit-экономики, и при этом продукт предоставляет клиенту реальную пользу.
3. Подготовка к масштабированию.
Важно подобрать правильные инструменты для масштабирования бизнеса, чтобы в конечном итоге не упереться в потолок. Инфраструктура, с которой вы делаете 20-80 млн выручки в год, не позволит дальше расти с такой же скоростью, а только будет сдерживать.
Теперь потираем ручки и переходим к самому интересному.
Чтобы бизнес стабильно рос на 50-100% и более, нужно улучшить управленческую зону: процессы, оргсхему, системы мотивации и др. В этой стадии я выделяю 6 зон, проработка которых позволит успешно двигаться дальше. Именно эти зоны и являются точками роста. Поговорим подробнее о каждой.
4. Масштабирование
Есть продукт и успешные кейсы, настроен конвейер по сбыту продуктов/услуг нужному сегменту клиентов, бизнес настроен, систематизирован и может работать без вашего прямого участия. Все работает четко, как часы. Но предприниматель видит проблему в том, что прибыль растет медленно — не более 30% в год.
Именно в этот период и нужно масштабироваться. Мы подготовили устья реки, пора теперь лить в них воду. На языке бизнеса это звучит как «кратно увеличивать количество операций».
В процессе масштабирования важно:
- обладать ресурсами (финансы, сотрудники);
- регулярно тестировать новые каналы трафика и способы конвертации лидов;
- контролировать экономику бизнеса и окупаемость вложений.
5. Выход на зарубежные рынки
В тот период, когда прибыль стабильно растет (более, чем на 30% в год) и 10-15% вашего времени уходит на стратегическое управление компанией, самое время переходить на более высокий уровень — занимать новые продукты, сегменты, рынки. Начинается фаза Go global.
И снова мы начинаем с исследования нового продукта, рынка, например, зарубежного. То есть проходим все шаги с самого начала, только уже на более масштабных высотах.
Что ж, мы рассмотрели 5 основных стадий развития бизнеса. Теперь понятнее, каким стадиям соответствуют ваши компании и продукты. Исходя из этого, можно понять, какие задачи решать целесообразнее для достижения поставленных целей.
Чтобы бизнес работал как часы, постоянно масштабировался и приносил желаемый доход, а конкуренты завидовали, важно настроить процессы в 6 ключевых зонах. Именно их правильное распределение влияет на судьбу любой компании.